На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Белогорцев
    у в старших классах развелось много курильщиков и в целях борьбы с вредной привычкой пригласили лектора, она интересн...Коллекция заблужд...
  • Марина Дробышева (Пахомова)
    После третьей прививки стало сводить мышцы рук,спины...Прекратила уколы,тем более,что в то лето ни одного случая беше...Прививка от бешен...
  • Сергей
    Не для опровержения статьи, с приведённой информацией согласен, просто факт: отец курил более 60-ти лет и умер совсем...Коллекция заблужд...

Неонатолог о случаях, к которым невозможно привыкнуть

«Рыбий рот, вздернутый нос – дети алкоголичек рождаются одинаковыми».

3043090

Именно с этим человеком встречается после появления на свет каждый ребёнок. И это не мама, а врач-неонатолог. Заведующая отделением новорожденных Брестского роддома и доктор с 30-летним опытом Светлана Шишляева рассказала нам, какое значение имеют знаменитые баллы по шкале Апгар, приходится ли ей с коллегами выбирать между жизнью матери и ребенка и с какими сложными случаями в своей работе она сталкивалась.

"Сколько детей приняла — не считала, наверное, тысячи. Я всегда радуюсь новому рождению, заполненным детским кроваткам", - начинает рассказ медик.

В профессию Светлана Шишляева пришла случайно – хотела распределиться в детскую больницу, но в итоге пришла в роддом, так в нем и осталась. И уже более 30 лет является первым человеком, с которым встречаются новорождённые.

Младенцам неонатолог заменяет целый штат специалистов. Для них это пульмонолог, невролог, лор-врач, хирург, травматолог и даже кардиолог в одном лице. Знакомиться с ребенком врач начинает еще до рождения - изучает медкарту женщины, чтобы понять, с какими проблемами может столкнуться. И сразу после родов малыш попадает в руки неонатологу - врач взвешивает ребенка, измеряет его рост, обрабатывает пуповину и ставит первую в жизни малыша “оценку” - по шкале Апгар.

За что дети получают баллы?

На самом деле, эти баллы важны именно в первые минуты жизни ребенка, подчеркивает Светлана Шишляева. Они говорят о том, нужна ли новорожденному помощь медиков, чтобы приспособиться к жизни снаружи.

Мы оцениваем цвет кожи при рождении, есть ли у ребёнка рефлексы (в частности, сосательный), мышечный тонус, крик и сердцебиение. Каждый показатель оценивается по 2-х бальной шкале. Оценка в 8-10 баллов является хорошей. 4-7 баллов - состояние средней тяжести и от 1 до 3 - тяжелое состояние.

Как только ребёнок рождается, врач спешит отсосать слизь из его верхних дыхательных путей. Ответил малыш на эту неприятную процедуру криком, значит, молодец. С дыханием всё хорошо - и это два балла. Если только покряхтел – единица.

Активные движения ручками и ножками - это два балла. Если же движения вялые, ставят единицу. Цвет кожи – тоже информативный показатель. Он говорит о том, было ли у ребёнка кислородное голодание и какой степени. Например, если вся кожа бледная (или синяя), ребенок получает ноль баллов!

При первой оценке (сразу после рождения) 10 баллов получают немногие дети.

Кого спасать: маму или ребёнка?

В родильном зале возникают и нештатные ситуации. Например, роды начались внезапно либо же срочно нужно сделать кесарево сечение. Акушеры и неонатологи в этих случаях совместно решают сложные вопросы.

Неонатологи всегда настаивают на решении вопросов в пользу ребёнка и не преувеличивают. У нас перинатальная охрана матери и ребенка, поэтому изначально в равной степени защищают и мать, и ребёнка. Когда есть возможность сохранить плод, есть вероятность того, что он будет жизнеспособен, и при этом нет угрозы жизни матери, врачи всегда действуют во благо как мамы, так и малыша.

К смерти нельзя привыкнуть

Нередко в родильном зале случаются ЧП, когда ребенка нужно срочно реанимировать. Здесь должен быть профессионализм, чёткость, слаженность команды. Такая работа немногословна, с заметным волнением говорит врач.

Вспоминается много случаев из практики, когда не было отделения реанимации и интенсивной терапии для детей в роддоме. Один дежурный врач одновременно должен был останавливать желудочное кровотечение, оказывать помощь при асфиксии в родзале и делать переливание крови новорождённому. Причём это могло быть на разных этажах! И в голове было одно — только бы успеть, только бы помочь! Сейчас даже вспоминать страшно об этом.

Теперь неонатологов в штате роддома обычно гораздо больше и оснащение больниц лучше. Поэтому работать стало легче, признается Светлана Шишляева. Но есть вещи, к которым по-прежнему нельзя привыкнуть. Например, к смерти новорожденного.

Мы работаем на другой результат: чтобы ребёнок жил и был здоров. Но, безусловно, бывают разные случаи. Иногда рождаются дети, погибшие внутриутробно. Опять же, выхаживая маловесных детей, сложно что-то предсказать. Есть дети, которые развиваются потом неплохо, но в основном таким детям в последующем нужна очень серьёзная реабилитация. Она растягивается на годы и часто на всю жизнь.

Из родзала – на пост медсестры

Здоровые дети обычно сразу после родзала попадают на пост медсестры. Она сверяет данные на браслетах, которые крепят на руки ребёнку, и информацию в истории развития новорождённого, ещё раз взвешивает его, измеряет температуру тела, выполняет назначения врача.

По инструкции, в течение 2 часов после родов медсестра должна принести ребёнка на кормление в палату к маме. И не просто принести, а объяснить и показать, как правильно кормить грудью. А уже через 5-6 часов, когда мама отдохнёт после родов, ребенка приносят в палату и оставляют на совместное пребывание:

Раньше не все дети находились рядом с мамами постоянно, поэтому кормились по часам медсёстрами и, как правило, поились 5% глюкозой. Теперь у нас режим свободного кормления грудью, т.е. по требованию ребёнка. Ну а глюкозой поим детей только по показаниям. Например, когда мама не может кормить сама по состоянию здоровья, либо малыш очень слаб и находится в палате интенсивной терапии на искусственной вентиляции лёгких.

Когда выписка откладывается

Когда ребёнок здоров и у мамы все в порядке, то они выписываются на третьи сутки. Но иногда дети в роддомах задерживаются. Чаще всего, выписка откладывается, когда у ребенка есть врожденная инфекция, «желтушка» или у мамы есть проблемы с кормлением грудью – ребенок не набирает вес.

Случаются и родовые травмы. Самая распространенная из них – это перелом ключицы. Обычно такое бывает, когда плод крупный или у женщины узкий таз. А роды могут начаться стремительно, и не получается вовремя, после появления головки, развернуть и освободить плечи малыша.

Но сложнее всего неонатологам, когда дети рождаются с кислородным голоданием или пороками развития – сердца, ЖКТ, органов дыхания. Очень сложные дети с желудочными и кишечными кровотечениями. Есть врождённые инфекции: ВИЧ, гепатит, герпес и другие.

Дети с «алкогольным синдромом»

Главная задача будущих мам - родить здорового ребёнка, а не просто забеременеть, убеждена неонатолог. И к ее сожалению, многие этого не понимают.

Очень много курящих. Стало больше рождаться детей у родителей с алкогольной зависимостью. У матерей-алкоголичек малыши могут появляться на свет как без особых видимых изменений в первое время, и с так называемым «алкогольным синдромом». Это низкая масса тела, узкая кайма губ, рыбий рот, вздернутый нос и т.д. Эти детки все выглядят одинаково. Часто они очень возбуждены и беспокойны, у них бывают судороги. К такому нельзя привыкнуть и нельзя на это безразлично смотреть. Это можно назвать синдром опасного обращения с ребёнком.

Сложно ли найти общий язык с мамами?

После родов все мамы находятся в особом психологическом состоянии. Они очень волнуются за ребёнка, за своё самочувствие. Нервничают. Им нужна поддержка, а рядом нет близких людей, поэтому иногда задача врача-неонатолога - просто поговорить по душам.

С мамами стараюсь всегда найти общий язык, доступно им объясняю ситуацию, поддерживаю, вселяю веру и надежду! У новорождённых детей большая жажда к жизни, даже у маловесных. Им нужно только помогать. Претензий у мам к врачам практически не возникает. Если и бывают какие-то вопросы, то это только от недостаточной информированности. Например, мамы спрашивают, как сходить впервые после родов в туалет, почему у них нет молока, почему живот не пропал после родов и так далее.

Иногда женщины по неопытности сами вредят своему ребенку. Например, используют много косметики при уходе за ребёнком и таким образом провоцируют аллергию. Все эти специальные гели, влажные салфетки – лишнее, считает медик.

Отказ от прививок без причины

Еще один момент, который вызывает вопросы у медиков – это отказ от прививок. При рождении дети получают две прививки - против туберкулёза и гепатита В. Очень часто приходится объяснять мамам их необходимость.

Прививать детей нужно именно тогда, когда формируется хороший иммунитет против конкретных инфекций. Но есть мамы, которые этого не понимают и без оснований отказываются от прививок: «не хотим, личные убеждения, мы ещё не решили». Я считаю, что для отказа должны быть веские основания.

Домашние роды — стоит ли игра свеч?

Среди тех, кто отказывается от прививок, много сторонниц домашних родов. Светлана Шишляева, врач, повидавшая тысячи новорожденных, совершенно не поддерживает эту идею.

По словам медика, ребенок, рождённый вне больницы, подлежит ещё одной вакцинации — против столбняка. А всё потому, что дома нет той стерильности, которая обеспечивается в родзале. Никто не знает, каким инструментом, например, перерезалась пуповина.

Присутствуя каждый день на родах, страшно представить, как женщина может взять на себя такую ответственность. Это серьёзная угроза как жизни мамы, так и ребёнка. При домашних родах часто возникает осложнение – мать не может вытолкнуть малыша, и он слишком долго находится в родовых путях, что потом приводит к неврологическим проблемам. В роддоме в такой ситуации помогут достать ребенка, а дома помочь сложно. Может возникнуть кровотечение, выпадение пуповины и многое другое. Быстро оказанная помощь может спасти мать и ребёнка от гибели. А как это сделать дома? Скорая не успеет приехать и довезти до роддома.

Когда приходится говорить маме неприятные вещи

Иногда случается, что дети рождаются с различными заболеваниями. Например, с серьёзными хромосомными патологиями, такими как синдром Дауна. Их, как правило, неонатолог диагностирует сразу - по внешним признакам. В первый же день обязан сообщить об этом маме.

Окончательный диагноз, безусловно, устанавливается после проведения кариотипирования, т.е. генетического анализа. В любом случае при врождённых аномалиях и внешних особенностях развития маму и ребёнка консультирует генетик.

В роддоме новорождённый ребёнок при малейшем подозрении на какую-либо патологию проходит углубленное обследование. Дополнительно ребёнка осматривают узкие специалисты: кардиолог, невролог, окулист и другие.

Интуиция в этой ситуации нас тоже никогда не подводит. Да, мы сомневаемся, мы думаем, размышляем, пересматриваем этого ребёнка через полчаса, через час, чтобы правильно выбрать тактику ведения.

При этом женщины все реже отказываются от детей, что очень радует, замечает медик. Но когда такое происходит, это всегда оставляет в душе непонимание.

Мотивируют отказ от ребёнка женщины тем, что воспитывать будут вынуждены одни, не работают, нет денег. Их понять мне сложно. Я не думаю, что всегда они говорят правду... Дети в день написания отказного ведут себя по-разному. Есть новорождённые, которые ведут себя беспокойно. Есть дети, которые улыбаются — об этом мне рассказывает персонал. Мы не можем этого понять и объяснить.

Источник

Картина дня

наверх