Детская одаренность служит неизменным поводом для гордости одних родителей и предметом зависти других: «Наш-то в 3 года читать научился, а в 4 всего Пушкина наизусть мог!». Редко кому не хочется, чтобы его ребенком восторгались окружающие, вот и покупаются игрушки и книжки для раннего развития, подбираются авторские методики воспитания и специальные детские сады. И каждый успех доставляет радость: есть талант!
Тип одаренности ребенка проявляется в зависимости от его возраста. Раньше всех выявляются способности к музыке, позже к рисованию, в подростковом возрасте многие начинают писать стихи или рассказы. Из интеллектуальной одаренности первой чаще всего проявляется одаренность в математике. Но одного таланта мало: чтобы он максимально раскрылся, даже с одаренным ребенком нужно заниматься.
Признаки талантливого малыша:
- он сам выбирает себе занятия – танцы, музыку, рисование, точные науки или языки;
- рано начал читать (до 5 лет), читает сам, с удовольствием и пониманием прочитанного; имеет отличную память, легко может повторить текст; обладает большим словарным запасом, развитым воображением;
- любопытен и наблюдателен, ему все интересно. При этом легко концентрируется на предмете или области, интересной ему; добивается результата, любит сложные задачи.
- имеет хорошее чувство юмора;
- высокая скорость восприятия информации: находясь в одинаковых условиях, одаренные дети улавливают и понимают больше событий и их содержания. Если взрослые ссорятся, такой малыш поймет не только слова, но и интонации, жесты, мимику;
- с одаренным ребенком можно общаться как со взрослым.
Могут ли родители навредить? Могут, если вместо того, чтобы помочь своему чаду развивать способности, начнут считать его маленьким гением и вознесут на пьедестал: он у нас необыкновенный, такого учить – только портить! Дело в том, что существует понятие «общая ранняя детская одаренность». Это такое же нарушение темпов развития, как и ЗПР, только наоборот. В подростковом возрасте рано развившиеся дети часто становятся обычными подростками, но смириться с этим – после того, как ребенку годами внушали, что он гениален, получается не у всех. Возникают неврозы, депрессии, вплоть до самоубийства. Плохо и другое: когда из ребенка, имеющего некие способности, родители пытаются слепить вундеркинда в угоду собственным амбициям. Страдает, опять же, детская психика: комплекс неполноценности, низкая самооценка, враждебность к миру, неуверенность и т.д.
Еще одна причина, по которой к общей ранней детской одаренности, граничащей с гениальностью, нужно относиться осторожно, это возможные серьезные заболевания. Ребенка, который отстает от нормы, педиатр рекомендует показать более узким специалистам – неврологу, ортопеду, психиатру. Это означает, что внутри есть некий дефект, что-то мешает ребенку развиваться «как надо». Но если малыш в 3 года читает без запинки газетные статьи – это также может быть нарушением мозговой деятельности, от родовой травмы до онкологии. Даже у взрослого человека вследствие травмы или болезни мозг старается компенсировать недостающие функции. Детский мозг еще более пластичен, ему проще перестроиться. Психиатры также говорят о «синдроме саванта»: когда лица с умственными расстройствами имеют «островок гениальности» – исключительные способности в одной или нескольких областях знаний. Во всех прочих сферах, включая социально-бытовую, личность при этом остается ограниченной. Савантизм свойственен, в частности, аутистам: такой аутичный гений показан в фильме «Человек дождя».
Свежие комментарии