На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • alik3456 Джексон
    А не допитая?Алкогольная амнез...
  • Владимир Соловьев
    Последняя рюмка была лишней!Алкогольная амнез...
  • Boleslav Buljanowskij
    Ртуть это очень страшный метал!!! А вы здорово к нему не преглядуйтесь и он вам страшным не покажется. Всё дело в том...Что делать, если ...

Зачем нужны сновидения, и почему утро вечера мудренее?

Материал только по свежим открытиям ученых на тему сна.
ЛОЖНАЯ ПАМЯТЬ и как это связано со сном.
Спорим о том, что помним, на основании своего субъективного переживания. А всегда ли помним то, что было на самом деле? Бывают ли случаи ложного срабатывания механизмов памяти, и от чего это зависит. Как сюда вписывается эффект дежавю, и насколько правильна пословица "Утро вечера мудренее"?
 
Из словаря: В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. 
 

 
Группа ученых из Университета штата Мичиган, Чикагского университета и Университета Вашингтона доказала, что сон помогает человеку сократить количество случаев ложного узнавания объектов.

Авторы сосредоточили внимание на исследовании эффекта Диза — Редигера — Макдермот. Для наблюдения этого эффекта проводят следующий эксперимент: человеку предлагают список связанных между собой слов (к примеру, последовательность «масло, еда, сэндвич, рожь, мука, корочка, ломоть, тост»), а затем — через некоторое время — выясняют, какие слова он запомнил. Оказывается, с довольно высокой вероятностью испытуемый «вспоминает» слово, которое объединяет все объекты в списке (в нашем примере — «хлеб»).

В экспериментах ученых приняли участие студенты Чикагского университета, средний возраст которых составлял 20 лет. Испытуемым предлагались списки из 15 слов, причем в первом опыте слова зачитывались вслух, а в двух других — демонстрировались на экране монитора. Участники были разделены на две группы: представители первой запоминали списки в 10 часов утра, второй — в 10 вечера.

Через 12 часов студентов просили выбрать из представленных на экране слов те, которые они видели или слышали ранее. По сообщению ученых, во всех трех экспериментах у участников из второй группы, которые после запоминания отправлялись спать, был отмечен меньший процент случаев ложного узнавания. При этом по количеству правильных ответов испытуемые оказались примерно равны.
 
Т.е. эффект Де Жавю - допустимо назвать ложным воспоминанием событий ни когда не существовавших в реальности, но пережитых во сне.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СНОВИДЕНИЯ.
 
Сон самым тесным образом связан с тем, что происходило во время бодрствования. Все распознаваемые признаки в восприятии прежним опытом связаны с их значением в зависимости от текущей специфики окружения (от эмоционального контекста, в котором все воспринимаемое приобретает определенный смысл, информацию). Эта связь распознавателей элементов внешнего мира с распознавателями их оцененной значимости, находящихся в отдельной зоне мозга, в момент восприятия оказывается активированной в виде кольца, по которому сигналы оказываются замкнутыми и их активность тем самым сохраняется долго пока не будет заторможена.
 
Каждое привлекшее внимание событие оставляет закольцованный образ, который после перехода внимания на другое, остается все так же активным и способным опять привлечь осознаваемое внимание.
 
Совсем просто каждая запоминаемая деталь имеет четкие ассоциативные привязки. К концу дня таких "колец" накапливается сотни. Наступает утомление, мысли уже начинают путаться. И каждый такой закольцованный образ, для любителей искать подобное в компьютерах, хранится как бы в оперативной памяти. И куда потом всё это девается? Тормозится и переходит в долгвременную память, какбы пишется на жесткий диск. Главный момент: когда это происходит? Происходит это во время пародоксальной фазы сна. Т.е. во время сновидения и происходит актуализация полученной днем информации, прогнозирование вариантов развития событий, путем прокручивания событий со скоростью в семь раз быстрее, подведение итогов в форме закрепленного опыта (к слову об поведенческих автоматизмах в самом положительном ключе ;). Если человека лишать этой фазы - самое малое - это весь накопленный житеский опыт может считаться потерянным. Ну например, бежит человек по лесной тропинке :), видит впереди ветку и перепригивает. Запинается, и падает. На следующий день после здорового сна (ну если это событие ярко окрашено и врезалось в память), он уже не перепрыгивает ветки в подобных ситуациях, а перешагивает. Происходит это автоматически без того, чтобы остановится, поразмышлять, принять решение. Произошла корректировка, закрепился опыт.
 
Американские нейробиологи обнаружили, что в префронтальной коре (Prefrontal cortex) мозга крысы во время сна происходит семикратно ускоренное воспроизведение серий нервных импульсов, которые наблюдались во время бодрствования. Такое «прокручивание» дневных впечатлений, по-видимому, необходимо для формирования устойчивых воспоминаний. Авторы полагают, что обнаруженный ими процесс представляет собой «переписывание» информации из кратковременной памяти, за которую отвечает гиппокамп [54], в долговременную память, находящуюся под управлением префронтальной коры.

   ...Экспериментально показано, что нейроны гиппокампа во сне воспроизводят те же серии нервных импульсов, которые наблюдались во время бодрствования (например, во время обучения какой-нибудь задаче). По-видимому, это повторное проигрывание дневных переживаний необходимо для того, чтобы свежеприобретенный опыт благополучно «переписался» из гиппокампа в те отделы мозга, которые отвечают за долговременную память (это в первую очередь кора больших полушарий). Принцип «повторение — мать учения» лежит в основе функционирования нервной системы на самом базовом клеточном уровне.

Научные открытия и творчество во сне: 

...продуктивные случаи озарения во сне встречают­ся не так уж и редко Иногда они получают широкую известность.
 
... современные иссле­дователи подвергают сомнению способность к художественному, поэтическому или научному озарению во сне. (как будет показано ниже при рассмотрении механизмов, во сне реализуются не навыки творчества в полной мере, как вид поискового поведения, а лишь прогностические ассоциации, которые могут оказаться решающими в отложенной на ночь проблеме).
 
... иногда самые простые приемы помогают восстановить угасшие следы. Описан, например, случай, когда, путешествуя в карете. Людвиг ван Бетховен за­дремал и сочинил во сне канон. После пробуждения ком­позитор никак не мог вспомнить мелодию, сколько ни старался, однако достаточно было ему снова сесть в зна­комую карету, как полуугасшие ассоциации оживились, отреагировав на соответствующую обстановку, и в сферу сознания вновь вернулась утраченная мелодия.
 
Это - пример того, как вспомненный сон оказался явно полезен при осознании в виду полезности возникшей во сне цепи ассоциаций, но стоит различать просто вспоминание сна и его домысливание в бодрствующем состоянии, что порождает все более далекие от адекватности идеи.
 
В данном случае память о сне была активизирована потому, что в достаточной степени были воспроизведены признаки окружающего, задававшие эмоциональный контекст, который напрямую придает смысл восприятию и действиям. Можно поэкспериментировать, думая просто закрыв глаза над какой-то творческой задачей. Идеи, приходящие при этом в голову, подчас "исчезают" из поля внимания стоит только открыть глаза, их приходится "вспоминать", но стоит снова закрыть глаза и они легко восстанавливаются.

Ночь без сна заставляет гиппокамп бастовать:
 
Очередное доказательство тесной связи между сном и памятью получил Мэтью Уокер (Matthew P. Walker) из Гарварда (Harvard University). Он и его коллеги установили, что всего одна ночь без сна может заметно повлиять на работу органа, играющего ключевую роль в процессе закрепления новых знаний в памяти.
 
...Обнаружилась связь между эмоциональной окраской слов и надёжностью их запоминания. То, что положительно и отрицательно «заряженные» слова запоминаются лучше, было установлено раньше. Однако в ходе данной работы выяснилось, что у добровольцев, пропустивших один раз сон, негативные слова врезаются в память намного глубже, чем все прочие. Лишённые сна студенты запомнили лишь на 19% меньше «отрицательных» слов, чем добровольцы в контрольной группе, зато «положительных» — на 59% меньше.

.. во сне. точнее, во время периода сна. сопровождающегося сновидениями. путем увеличения продолжительности парадоксальной фазы можно обрести помощь от стрессовой перегрузки днем. Если эта возмож­ность не будет реализована, следует опасаться резкого снижения сопротивляемости организма.

Тем, кто игнорирует ритмы сна, значительно постоянно уменьшают время сна (меньше 7 часов), занимаются активным искусственным вмешательством в процесс сна и, особенно, сновидений, стоит иметь в виду тот вред, который это причиняет психике: в лучшем случае - просто многое оказывается пережито напрасно, как будто и не было такого опыта.

  Источник
 

И еще парочка опытов на тему механизмов запоминания из середины прошлого столетия.

В 1945 году советский психолог Смирнов А.А. провел очень простое исследование. Он попросил нескольких испытуемых через два часа после начала рабочего дня припомнить свой путь от дома до работы. Приведем в качестве примера одно такое описание. "Помню прежде всего момент выхода из метро. Что именно? Как думал о том, что надо выйти из вагона так, чтобы занягь скорее нужную позицию и идти скорее, так как запаздывал. Ехал, помню, в последнем вагоне. Поэтому никуда выскочить не удалось. Пришлось войти в толпу. Раньше публика, выходя, шли по всей ширине перрона. Сейчас для обеспечения прохода входящим были поставлены люди, поворачививающие толпу от края перрона. Дальнейший путь выпадает. Абсолютно ничего не помню. Есть только смуюное вопгоминание как дошел до ворот университета. Ничего не заметил. О чем думал, не помню. Когда входил в ворота, заметил: кто-то стоит. Кто именно: мужчина или женщина, не помню. Больше ничего не помню".

Что характерно для этого рассказа и подобных ему? Прежде всего воспоминания испытуемого в значительно большей степени относятся к тому, что он делал, нежели к тому, что думал. Даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны все же с действиями испытуемого. Но испытуемые совершают много действий. С какими же из них связано непроизвольное запоминание?

1. В 1973 году Стэндинг опубликовал результаты своих, в общем то, несложных опытов. Испытуемым показывали 11000 слайдов, через месяц предъявляли их смешанными с другими и просили опознать. Испытуемые вспомнили слайды и дали верные ответы в 73% случаев! Зто говорит о том, что изображения слайдов с первого предъявления проникли в долговременную память. Следовательно, при запоминании слов надо использовать не только повторение, но и яркие, красочные, интересрые, сюжетные картинки, которые лучше всего вырезать из журнала "Крокодил". 

2. В экспериментах советского психолога Зиенко П.И. оличающихся как и все другие кажущейся простотой, испытуемых разбили на две группы. Первой из них дали картинки с изображением различных предметов и попросили провести классификацию попервым буквам их названий (например, собрала вместе картинки на букву А, потом Б и тд.). Вторая группа получила те же самые картинки, но проклассифицировала их по значению изображенных предметов (например, собрапа вместе сначала картинки с мебелью, потом с животными и тд.).

После эксперимента обе группы должны были вспомнить картинки, с которыми они работали. Как вы уже догадались, вторая группа продемонстрировача более высокие результаты. Это произошло потому, что в первом случае значение картинки, несмотря на то, чго оно понималось и пропускапось испытуемими через сознание (ведь они должны были выделить первуо букву), не было включено непосредственно в цель - в классификацию. Во втором случае исгытуемые также четко осознавали и звуковой состав названия и значение картинки, но в цель непосредственно было включено только значение. Это приводит нас к мысли что в цель должны непосредственно включаться и значение слова и его звучание.


Картина дня

наверх