На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    "научное сообщество вплотную подошло к возможности манипулировать памятью, вырезая, подменяя или добавляя необходимые...5 фактов о памяти...
  • Igor Shumarin
    "Главные провокаторы возрастающей устойчивости бактерий к противомикробным препаратам — бесконтрольное использование ...Пожиратели бактер...
  • Андрей Курносов
    Висячий живот убирается только сжиганием калорий. Закачка пресса никакого эффекта не даёт, мышцы твердеют, но слой жи...Избавьтесь от "ви...

Ликбез. Суперфуды

Явление

Согласно Большому оксфордскому словарю, superfoods — это «питательная пища, которая, как считается, особенно полезна для здоровья и хорошего самочувствия». Неологизм «суперфуды» сформировался на заре XX века, распространение приобрел в 1990-х годах, а популярность — в середине 2000-х.

На данный момент в прессе, научно-популярной литературе и повседневной жизни суперфудами именуют продукты, содержащие высокий процент минеральных веществ, антиоксидантов, витаминов и клетчатки.

Продукт могут отнести к суперфудам в двух случаях: если в нем больше перечисленных веществ, чем в других видах пищи, или если в нем есть вещество, считающееся особенно важным и содержащееся в малом количестве продуктов.

Большая часть суперфудов — растительного происхождения, но бывают и исключения (например, красная рыба). Строго определенного перечня того, что именно можно назвать «сверхъедой», нет. Как правило, в список включают чернику, ягоды годжи, брокколи, чеснок, спирулину и другие водоросли, какао-бобы, семена чиа, капусту, гранаты, киноа. Отдельно взятые списки могут включать в себя более 50 наименований овощей, фруктов и злаков.  

Pro

Все продукты, объединяемые новым термином, на самом деле содержат многие необходимые вещества и питательны.  Большинство ягод, овощей и фруктов полезны: например, адекватное употребление овощей и фруктов снижает риск возникновения диабета 2-го типа и болезней сердца у мужчин.

Например, черника богата витаминами С и K, клетчаткой, а также антиоксидантами. Ученые из Гарварда и Университета Восточной Англии, считают, что ягода благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему и предотвращает возникновение инфаркта миокарда у женщин. Жирные сорта рыбы (семга, сардины), также причисляемые к суперфудам, содержат омега-3 ненасыщенные жирные кислоты, а потому рекомендованы к употреблению в пищу как помогающие предотвратить сердечно-сосудистые заболевания.

Есть некоторые свидетельства того, что сок из пророщенных злаков может облегчить течение некоторых заболеваний желудочно-кишечного тракта и улучшить пищеварение. В состав подобного суперфуда входит много клетчатки, витамина A, витамина B6, витамина C, витамина K, цинка, магния и аминокислот.

Ягоды асаи, произрастающие в амазонских лесах, славятся высоким содержанием антиоксидантов (хотя польза их не доказана), клетчатки, ненасыщенных жиров. Полноценных исследований продукта не проводилось, однако имеющиеся научные работы показывают, что ягоды, возможно, положительно влияют наметаболизм и полезны из-за наличия витаминов. Кроме того, они, скорее всего, способны слегка замедлятьдействие энзимов, отвечающих за некоторые типы боли. 

Темный шоколад, также оказавшийся в списке особенно полезной еды, обладает большим количеством флавонолов и способен снижать риск возникновения проблем с сердцем. Какао, лежащее в основе горького шоколада, может влиять на кровяное давление. 

Contra

Сама концепция суперфудов подвергается значительной критике. Причин тому несколько. 

Во-первых, рассказывая о суперфудах, медиа зачастую преувеличивают их полезность. Например, ягодам присваивают способность повысить уровень интеллекта, гранатовому соку — способность бороться с раком, водорослям — способность победить дерматит. Свойства довольно сомнительные и не подтвержденные научными исследованиями.

Во-вторых, большая часть исследований, доказывающих особенную полезность того или иного продукта, проводилась на животных. Значит, неясно, будут ли те или иные свойства продуктов, полезные для крыс, актуальны для человека.

В-третьих, то, что тот или иной продукт богат витаминами, не значит, что он сильно лучше других (на что намекает приставка «супер»). «Доказательств того, что какой-то один продукт оказывает специфическое влияние на здоровье в долгосрочной перспективе, недостаточно», — говорит профессор Оксфордского университета Сьюзан Джебб в интервью газете The Telegraph. Более того, отдавать предпочтение какой-то конкретной еде, может быть вредно. «Для здоровья намного важнее есть разнообразную пищу, а не концентрироваться на чем-то одном, надеясь на чудесные свойства», — поясняет Элисон Хорнби, специалист из Британской ассоциации диетологов.

В-четвертых, в последнее время слово «суперфуд» стало настолько модным, что частично утратило основное значение. Все чаще и чаще маркетологи, пиарщики и журналисты именуют так то, к чему хотят привлечь внимание общественности — от всем известной свеклы до крупы киноа, неизвестной широкой публике, но активно потребляемой в пищу около 7 тысяч лет. При этом, пользуясь привлекающим внимание словом, производители продают суперфуды по более высокой цене. Например, с 2006 по 2012 средняя стоимость семян киноа возросла втрое. 

Именно поэтому еще в 2007 году Евросоюз запретил употребление слова «суперфуды» на упаковках товаров и в маркетинговой продукции. Для того, чтобы употребить термин, нужно сопроводить его ссылкой на серьезные научные труды. Иначе это считается введением в заблуждение. 

Вывод

Аргументов против употребления суперфудов нет. Все, что называется модным словом, не вредно. Как минимум просто полезнее картошки фри, майонеза и бургеров; как максимум рекомендовано для ежедневного употребления (речь о фруктах и овощах). В то же время нужно помнить, что суперфуды не медицинский термин, а термин маркетинговый. И рассчитан он лишь на привлечение внимания к тому или иному продукту и повышение его стоимости. 

Источник

Картина дня

наверх