На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ПавелЗзаварзин
    Что за бред???Как улучшить отто...
  • Робинзон Робинзонов
    Полагаю, фигня всё это, высосанная из пальца.Как характер влия...
  • Antanas
    Я читал статью что яйца это цемент для артерий.Что будет, если е...

Происхождение вампиров

Halloween_vampire1

В последнее время образ вампиров претерпел значительные изменения, они уже совсем не напоминают пугающих носферату, сегодня это больше положительно-романтический персонаж. А ведь когда-то давно это была популярная страшилка, в которую люди искренне верили и самое главное - боялись. Легенды о вампироподобных существах присутствовали во многих народах и имели различные черты, в целом они сходились в том, что это кровососущие мертвецы, которые приходят по ночам за своими жертвами.



Вера в вампиров была на столько сильна, что ученые во время раскопок частенько находят трупы со следами борьбы с нечестью: это и отрезанные головы у покойника, и кол в сердце (как правило, это были уже посмертные увечья). Именно благодаря таким находкам можно сделать предположение, почему некоторых людей принимали за вампиров, что лежало в основе этих легенд. Согласно этим исследованиям у большинства покойников находили туберкулез. Эта болезнь действительно могла навести людей на мысль, что больной – вампир. Во-первых, это худоба и бледность. Во вторых, десны больных часто становятся совсем белыми, и визуально кажется, что зубы удлинены. Ну, и конечно, из-за кровотечений, на губах и зубах больных были следы крови, что можно было принять за последствие кровавого пира. Хотя достоверно эту гипотезу доказать нельзя, выглядит она вполне логично.

vampire_2

Однако, туберкулез объясняет как людей принимали за вампиров, но все-таки, всего этого не достаточно для появления самой легенды, ведь чахотка была известным и не таким уж редким заболеванием. Люди, страдающие ей, не вели себя как вампиры из легенд, что-то другое породило веру в ночных кровопийц.

Один из популярных подозреваемых – порфирия. Хотя многие ученые считают, что эта болезнь не могла породить легенды о вампирах из-за своей крайней редкости, симптомы болезни могут объяснить многие аспекты мистического вампиризма. В небольших изолированных деревнях в Восточной Европе близкородственные браки были обычным делом и теоретически могли вызывать локальный всплеск этого заболевания. К симптомам этой болезни относится хроническая фоточувствительность, деформация носа и ушей. При попадании прямого солнечного света кожа покрывается язвами и вызывает сильную боль. Для завершения полной картины, больные порфирией не могли есть чеснок из-за присутствия в нем сульфоновой кислоты, которая вызывала повреждения кожи.

vampire_3

Наряду с болезнями, существовала и процветала в те далекие времена черная магия, в которой кровь является источником силы и, конечно, распитие этого живительного напитка было неотъемлемой частью ритуалов. Все это вкупе с суеверными страхами спровоцировало охоту на вампиров, сродни охоте на ведьм, хотя конечно гораздо меньшую по масштабам, и давало новую жизнь старым легендам.

Сегодня "вампир" и "дракула" считаются синонимами, однако, если легенды о вампирах жили сотни лет, то дракула появился в романе Брэма Стокера, где Дракула было имя собственное.

Литературный кровосос унаследовал его от своего прототипа Влада Цепеша Дракулы, печально известного князя Валахии XV века. Забавно, что тогда Дракула означало «сын дракона» и к летучим мышам не имело никакого отношения. Влад Цепеш не обладал никакими установленными признаками вампиризма, а стал прототипом, потому что Стокер услышал легенду, что из-за многочисленных проклятий своих жертв Дракула после смерти стал вампиром.

vampire_4
К сожалению, несмотря на древность и неподтвержденность легенд о вампирах, а также значительного преобразования образа этих кровопийц, до сих встречаются случаи издевательств над телами умерших, когда виновники утверждают, что покойник был вампиром. Остается лишь, как и в предыдущем посте, отметить, что живущее в нас самих зло гораздо страшнее мистических существ из старых легенд.

Источник

 

***

Вампир в фольклоре

Вампир — покойник, встающий по ночам из могилы. Вампир вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству. Представления о вампирах у славян наиболее развиты на Балканах, к северо-востоку славянского мира они ослабевают. У восточных славян (прежде всего у русских) вариантом вампира является «ходячий покойник». На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы вампира и колдуна. Упоминания о вампирах встречаются в древнерусских письменных источниках начиная с XIV в.

Вампиры — это покойники, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней, не отпетые, умершие без исповеди. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Южные славяне считали, что с момента смерти до похорон существует наибольшая опасность превращения в вампира: если над телом покойника передадут какой-нибудь предмет или на него что-нибудь уронят, если через него перескочит животное или перелетит птица, если на него попадет дождь, если люди, несущие покойника на кладбище, обернутся назад. В ряде случаев считалось, что превращение в вампира зависит от судьбы: вампирами становились люди, зачатые в «злую» минуту, в пост или праздник, родившиеся в сорочке. По южнославянским поверьям, покойник может превратиться в вампира в течение 40 дней после погребения. Если за это время вампир не будет уничтожен, то от выпитой крови он приобретает силу и может долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу.

Чаще всего вампир имеет облик конкретного умершего человека, одетого в смертную одежду. От обыкновенного человека его отличает ряд особенностей: поляки полагают, что у него огромный рост, болгары — что у него огромная голова, украинцы считают, что у вампира есть хвост. По польским представлениям, у него нет бровей, по болгарским и сербским — носа. Характерная общеславянская особенность вампира: его красные глаза. Южные славяне считают, что вампир раздут, как мешок, потому что у него вместо тела одна кожа, полная крови. Вампир может принимать облик любого животного, особенно того, которое перескочило через его тело перед погребением.

Вампир встает из могилы ночью. После пения первых петухов вампир должен возвратиться к себе в могилу. Его нападениям подвержены прежде всего его родные и знакомые, маленькие дети, молодожены, молодые люди брачного возраста, женщины, спящие люди. Вампир душит свою жертву или выпивает у нее кровь. Вампир может свести в могилу всю свою семью, отнять здоровье у родных. По южнославянским поверьям, вампир сожительствует с женщинами, в том числе со своей вдовой, болгары считают, что он обесчещивает девушек. По сербским верованиям, дети, рождающиеся от связи с вампиром, сами становятся вампирами или людьми, способными убивать вампиров. Южные славяне и украинцы считают, что вампир вредит также и домашним животным: пьет их кровь, гоняет всю ночь лошадей и коров, отбирает у них молоко.

Оберегами от вампира служат: огонь, режущие и колющие предметы, специальные заклинания и молитвы. Основным является строгое выполнение предписаний и запретов на похоронах: покойника ни днем, ни ночью не оставляют одного, не гасят свет в доме, изгоняют животных. Чтобы предотвратить перевоплощение в вампира, у трупа протыкали иглой кожу, рассекали труп на несколько частей и так хоронили, подрезали под коленками жилы, втыкали в пятки острые предметы.

Вампира старались уничтожить, вбивая в его тело или могилу кол: у восточных и западных славян — осиновый, у южных — терновый. У всех славян могилу, где лежал вампир, разрывали, отрубали умершему голову и клали ее между ног лицом вниз, у южных славян труп выкапывали и сжигали или перезахоранивали.

Лит.:

Власова М.Н. Русские суеверия. СПб., 1998. С. 169-174;
Гринченко Б.Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1895. Т. 1. С. 93-107;
Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. М., 1995.

 

ВУРДАЛАК

Трусоват был Ваня бедный: Раз он позднею порой, Весь в поту, от страха бледный, Чрез кладбище шел домой. Бедный Ваня еле дышет, Спотыкаясь, чуть бредет По могилам; вдруг он слышит, Кто-то кость, ворча, грызет. Ваня стал; - шагнуть не может. Боже! думает бедняк, Это верно кости гложет Красногубый вурдалак. Горе! малый я не сильный; Съест упырь меня совсем, Если сам земли могильной Я с молитвою не съем. Что же? вместо вурдалака - (Вы представьте Вани злость!) В темноте пред ним собака На могиле гложет кость.

(А.С.Пушкин, ПЕСНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН)




Картина дня

наверх